Когда 17 лет назад Сергей Юркевич стал тренером по баскетболу, у него было всего два баскетбольных мяча и цель – стать лучшим, вначале в Гатчине, потом в Ленинградской области. Время идет и Юркевич больше не покупает мячи со своей зарплаты, а, главное, он добился своей цели. Его команда баскетболисток победила в Чемпионате Школьной Баскетбольшой Лиги "КЭС-БАСКЕТ", в которой приняли участие 17 600 команд из 58 регионов России!
- Сергей, расскажите, пожалуйста, историю успеха вашей женской команды по баскетболу. Шутка ли – завоевать первенство во всероссийских соревнованиях!
- Моим девизом всегда было: успех – это значит всегда стремиться вверх. Нет предела совершенству. Когда-то у меня была цель – стать лучшим в Гатчине. И я этого достиг, причем за короткий промежуток времени. Потом я стал сильнейшим тренером в Ленинградской области. И вот уже пять лет мои команды участвуют во всероссийских соревнованиях.
- Баскетбол - командная игра. Девочки в этом смысле особенно сложный контингент,тем более в период взросления. Были сложности?
- Действительно, сладить с ними не всегда легко. не буду скрывать, не однажды мне приходилось обращаться за помощью к школьному психологу, которая проводила с девочками беседы, тестирования. Но мне на руку сыграла наша прошлогодняя победа. Настолько для команды было неожиданно то, что она стала серебряным призером, что поначалу даже не было каких-то особых эмоций по этому поводу. Но потом, осознав свою победу, девчонки стали пахать, как одержимые. Забили на все – на романы, дополнительные какие-то увлечения, одним словом отдались спорту целиком. Но у них и не было выбора. Заняв в прошлом году 2 место, мы могли либо укрепиться на этой позиции, либо идти вверх. Но точно – ни шага назад. И они добились того, что стали чемпионами.
- Что дала девочкам эта победа, помимо естественной гордости?
- Во-первых, они получили бонус – поездку в Милан. Согласитесь, неплохо для девчонок из самой обычной гатчинской школы попасть на "Финал четырех" Евролиги УЛЕБ, увидеть, как стадион содрогается от боления 14 тысяч фанатов баскетбола, чего, к сожалению, не увидишь дома. К тому же, наши девочки оторвались по полной в Гардаленде (третий по величине развлекательный парк аттракционов в Европе – прим.ред.).
Но это, конечно, просто приятные бонусы по сравнению с тем, что девочкам еще в прошлом году присвоили кандидатов мастеров спорта. И уже тогда за девочками бегали агенты, чтобы переманить их в Москву.
- Не отпустили?
- Мы провели беседу с родителями – мол, как тренера мы готовы отпустить детей в Москву, они безусловно талантливы, у них есть все шансы добиться еще большего. Но при этом мы ставили одно-единственное условие – чтобы с ребятами поехал кто-то из родителей. Все-таки в 14 лет устоять перед соблазном большого города очень трудно. Известно много случаев, когда дети спивались, попадали в нехорошие ситуации. В общем, родители согласились с нашими аргументами. А сейчас на нас вышли мастера институтов, где есть сильные баскетбольные команды, они с распростёртыми объятиями готовы взять наших выпускниц, Кристину Майорову, Настю Денисенкову.
- Тренер – это все-таки больше, чем просто мастер, который учит быть профессионалом?
- Конечно, и мы пытаемся заложить в них какие-то нравственные ориентиры, и в первую очередь, уважение к сопернику, к старшим товарищам, к судьям. Хотя, что касается судейства, здесь мы даем ребятам понять, что, увы, в спорте нередка и судейская несправедливость.
- И как вы советуете этому противодействовать?
- А здесь есть только один способ – забивать мячи в кольцо, приносить положительный результат для всей команды.
- Часто с такой несправедливостью со стороны судей сталкиваетесь?
- Бывает. Но самое отвратительное, когда мне в открытую говорят: мол, вы, деревня, идите туда, откуда прибыли! В этом случае я остановил игру, и убрал команду с площадки, пока не пришел главный судья, и не разрешил конфликт, которого не было бы, если бы не изначально пренебрежительное отношение предыдущего судьи к нашей команде. Но не будешь же каждый раз вступать в конфронтацию, поэтому я и учу своих ребят: вы должны быть на голову выше остальных.
- Сергей, вот вы посетовали на наше боление. Вообще, насколько баскетбол популярен в России?
- Пожалуй, у нас он на месте 20. И нам, конечно, обидно, что в соседних Литве, Латвии – это спорт номер один. Прибалты, надо отдать им должное, впитали то, что дала им советская школа и на базе этого развивались дальше. А у нас, когда развалился СССР, рухнула и спортивная инфраструктура, произошел мощный отток тренеров. А баскетбол - постоянно меняющаяся игра. Меняется все – техника броска, размеры площадки, динамика игры. В итоге сегодня приглашают зарубежных тренеров.
- А как вы справлялись с дефицитом знаний?
- А так и справлялся – по книжкам, которые мне из разных стран присылали, по советам коллег, которые я никогда не стеснялся спрашивать, встречаясь на соревнованиях. Сам экспериментировал, добавлял какие-то свои методики. Ну, и похоже, это все давно положительные результаты.
Но в целом произошедший по всей стране педагогический разрыв – это, действительно, серьезная проблема. Хотя бы еще и потому, что дети стали куда тяжелее, чем их ровесники в 80е и даже в 90е годы – сегодняшним ребятам интереснее зависать в компьютере, нежели заниматься спортом. А значит, и мотивировать их сложнее.
- Вы можете объяснить, почему школьники активно не любят уроки физкультуры?
- Самая обычная лень. И во многом, конечно, виноваты родители. Ни для кого не секрет, что сегодня легко купить освобождение от физкультуры.
- Чем объяснить такое потворство лености своих детей?
- Не знаю, сейчас особенно стали сдувать пылинки с детей. Может, это объясняется тем, что воспитанием детей занимаются больше не родители, а бабушки-дедушки. А какое у них отношение к любимым внукам? "Ой, лучше я тебя оближу, пышечкой накормлю". Вот и получается, что ребенок страдает: "я брюхо наел, я толстый, меня обзывают", "мне не подтянуться, мне не пробежаться – тяжело".
Свою роль играют и учителя физкультуры в школах. Даже не столько они сами, сколько ужесточившиеся требования по технике безопасности.
- Но ведь это реакция на несчастные случаи, которые стали происходить на уроках физкультуры. В последнее время довольно часто в СМИ говорили о гибели детей на уроках физкультуры.
- Но почему раньше мы прыгали через козла и приземлялись на один мат, и все было нормально? А сейчас чуть ли не десять матов кладут, чтобы ребенок приземлился плавно, мягко… Естественно, у физкультурников возникает одна реакция: пусть уж лучше дети поиграют в пионербол или бадминтон, но при этом никто гарантированно не будет травмирован.
И опять же, это проблема запущенности физической подготовки детей. Представьте себе ситуацию: родители все школьные годы достают своему ребенку освобождение от уроков физкультуры, а потом, к 9 классу спохватываются, что их ребенку для поступления в институт нужна оценка, в том числе и по физкультуре. Нормативы установлены для всех – и для тех, кто занимался физической культурой все 10 лет школы, и для тех, кто опомнился в последний год. Конечно, слабый организм не справляется с нагрузкой. И если ребенку надо бежать 100-метровку, будучи абсолютно к этому неготовым, да еще к тому же он еще накануне погулял, результаты могут быть плачевными.
- А вам легко "рекрутировать" своих будущих чемпионок?
- Да, с этим у нас нет проблем. Вот сейчас у меня хорошая команда девочек 2001-2002 года рождения - смена старшей команде-победительнице.
Но есть парадокс - наша спортивная секция бесплатная, отсюда возникает некое пренебрежение, "мол, бесплатное занятие можно и пропустить ради английского, или музыки, или рисования…". Пока дети ходят в начальную школу, мы на это закрываем глаза, а потом – ставим ультиматум, объясняя родителям: невозможно достичь серьезных результатов, когда ребенок занимается спортом не шесть, а три раза в неделю, так что надо выбирать. К счастью, многие все-таки понимают важность спорта – это и физическое развитие ребенка, и социальная адаптация, и формирование характера.
И знаете, видимо, нам удается зацепить детей, потому что мне признаются родители: "Сергей Николаевич, вы единственное средство, которым мы можем воздействовать на ребенка". В целях наказания мы можем забрать компьютер, телефон – все бесполезно. Но как только звучит: "Ты не пойдешь на баскетбол", ребенок сразу же становится шелковым.
- А насколько активны сами родители? Или все ограничивается тем, что отдали ребенка в секцию, и слава богу?
- Нет, что вы! Мы родителей, бабушек-дедушек наших юных спортсменов обязали присутствовать на играх.
- Любимая тема в американском кино – конфликт ребенка из-за того, что папа не пришел на его игру.
- И американцы молодцы, что акцентируют на этом внимание - действительно, для ребенка поддержка родного человека очень важна. Но я хочу заметить, что многие родители наших детей приходят и без напоминаний. Вот у нас есть одна бабушка, она так болеет, что заводит весь зал!
Еще родители мне помогают строить баскетбольную площадку. Школе № 2, на базе которой мы тренируемся уже почти четверть века, и на ее территории нет ни одной спортивной площадки. Вот и приходится выступать с частной инициативой, чтобы на месте поля, где собак выгуливают и сплошь кочки-рытвины построить нормальную площадку – выбиваю деньги, где только можно, занимаюсь строителями, документацией. Так что помощь родителей мне очень важна.
- Кстати, хотя в советское время спортом занималось в два с лишним раза больше детей, нежели сегодня, и тогда не было развитой системы школьных соревнований.
- И хорошо, что сейчас она родилась и получила развитие. Замечательные кубки, медали, памятные призы, я уже не говорю об азарте игры – это то, что ребенок не забудет никогда.
Но, с одной стороны, здорово, что в этом году, благодаря проекту "Школа – территория спорта", мероприятия приобрели широкий размах. А с другой - соревнования упали на плечи руководителей самих школ нелегким грузом. И когда команде, допустим, из Дружной Горки надо приехать в Гатчину, чтобы сыграть в финале, у директора школы возникает элементарный вопрос: "А как мы доберемся до вас? Где нам взять автобус?" Мелочь, казалось бы, но где взять деньги и на такую мелочь самой обычной поселковой школе? А я уже не говорю о поездках в другие области и города. Я сам с этим непосредственно столкнулся, когда моя команда ездила на турнир КЭС-БАСКЕТ в Москву. Благо, что организаторы соревнований берут на себя расходы по проживанию и питанию, но ведь и дорогу надо оплатить. А ведь это тоже не копейки – проезд 12 юных спортсменов и 2 тренеров обходится в сотню тысяч рублей. Где же их найти?
- Федерация школьного спорта, которую возглавила трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина, не помогает решать эту проблему?
- Федерация нам здорово помогает, но она только начинает раскручиваться, и у нее нет таких оборотных средств. И к тому же проблему автобуса для команды из Дружной Горки должны решать на местном уровне. К сожалению, местные руководители не всегда готовы к тому, чтобы вкладываться в школьный спорт. И их понять тоже можно – нет нормальных дорог, не развита инфраструктура, да мало ли проблем! Но проблемы всегда найдутся проблемы. Так что хочется надеяться, со временем чиновники поймут, что школьный спорт – это залог здоровья нации.
Источник: http://online47.ru/