Похоже, что все уже решено, и Кевин Дюрэнт не выиграет снайперскую гонку в этом сезоне. Весь год были очень популярны разговоры о том, что он должен стать третьим в истории лиги игроком после Чемберлена и Джордана (очевидно, что мама с детства учила Кевина выбирать правильную компанию), который смог бы четыре раза подряд выиграть приз лучшему снайперу. При этом он смог бы сделать даже больше, определенным образом обойдя и этих легендарных ребят – он мог бы стать первым, кто добился этого достижения, не достигнув возраста 25 лет.
Не вышло. После трехлетнего пребывания на вершине результативности пришло время уступить место Кармело Энтони, который в марте по-хорошему сошел с ума. Наверное, справедливо, что у Энтони все получилось хотя бы на десятый год пребывания в лиге, ведь при всех его недостатках это один из лучших «скореров» в истории игры.
Мы, конечно, можем рассмотреть вариант, при котором Кевин наберет семьдесят очков в оставшейся домашней игре регулярного чемпионата против «Милуоки» и поставит меня в неудобное положение из-за самого факта существования этой заметки. И все же в это трудно поверить, даже несмотря на ту обреченность, с которой «Бакс» (ну, натурально, как подстреленные олени) в последний месяц ползут на заклание в первом раунде плей-офф.
Теперь остался один важный вопрос – как незавоевание этого титула повлияет на Дюрэнта и повлияет ли вообще? Я не сомневаюсь, что он очень хотел его выиграть, потому что желание набирать очки – у него в крови. Для него это совершенно естественный процесс. Вор должен сидеть в тюрьме, а мяч должен попадать в кольцо – потом разберемся, каким способом его туда отправить.
Но при всем при этом мы все понимаем, что тяжело рассчитывать на звание лучшего снайпера лиги, когда ты находишься на восьмом месте в лиге и на втором месте в своей команде по броскам с игры. Меньше восемнадцати попыток за матч – да вы, должно быть, шутите. Давайте, попросите еще снять свой фильм Дэвиду Линчу и надейтесь на выигрыш «Оскара». Под десять штрафных в каждой игре – здорово, отлично, но меньше восемнадцати попыток с игры? Подождите, он еще и не входит в число первых пятидесяти игроков лиги по количеству выброшенных трехочковых? Что это вообще за снайпер такой?
Давайте попробуем взглянуть на это с другой стороны. Из «Оклахомы» ушел Джеймс Харден, и команда вроде как стала слабее. Что делает ее лидер, которому предначертано самой судьбой стать одним из лучших снайперов в истории? Сокращает количество бросков, повышая тем самым свою и без того, казалось бы, смертоносную эффективность – в этом году Дюрэнт наконец-то вошел в один их самых закрытых клубов НБА под названием «50-40-90». При этом, обратите внимание, сама «Оклахома» показывает свой лучший результат в недолгой истории, занимая первое место в конференции. Можно сколько угодно говорить о Уэстбруке как о главном и незаменимом двигателе «Тандер», но нельзя отрицать ту роль, которую на успех команды оказал прогресс Дюрэнта.
Если вы спросите меня, что стало главным достижением Кевина в этом сезоне, то я скажу не о первых «трипл-даблах» в карьере, не об обновлении личного рекорда результативности и даже не о раскрытии правды о Саше Фирс. Дело в том, что Дюрэнт, наконец-то, закончит год с положительным балансом передач и потерь. Это не просто числа, это его ключ на пути к обретению универсальности. Именно отсутствие игровой гибкости подвело его в прошлогоднем финале, ведь тогда к нему не могло возникнуть вопросов по поводу собственно набора очков, что с готовностью подтверждают средние показатели в 30 очков и 55 процентов попадания с игры. Но ведь нельзя забыть и об одиннадцати передачах при девятнадцати потерях в тех пяти матчах, и это определенно было не очень изящно. Кевин все понял и за последние полгода показал, что не видит в качестве своей главной цели конкуренцию с Кармело Энтони за звание лучшего снайпера, ему куда интереснее борьба с ЛеБроном Джеймсом за титул MVP, причем только при том условии, когда это идет на пользу команды. Конечно, это суеверие, но ведь известно, что самые результативные игроки сезона очень редко выигрывают титулы, если их зовут не Майкл Джордан – последним исключением стал Шакил О’Нил в 2000 году. Величайший снайпер это еще далеко не всегда величайший игрок, спросите хотя бы у Джорджа Гервина и Эдриана Дэнтли, которые на двоих имеют шесть наград за результативность, но всего лишь один финал, да и то проигранный. Можно сколь угодно долго восторгаться индивидуальными достижениями Кобе Брайанта в середине прошлого десятилетия, но именно те два его лучших с точки зрения набора очков года стали одними их самых больших разочарований для «Лейкерс» в целом.
Не подумайте, что я хочу как-то принизить достижение Кармело Энтони – в конце концов, в этом году Дюрэнт набрал больше очков, чем в предыдущем, и если бы не дичайший рывок лидера «Никс» в конце сезона, то все закончилось бы так, как в последние три сезона. Мело провел свой лучший сезон в карьере, играя в отличной команде, и именно благодаря нему гипотетическая битва с «Майами» в финале конференции уже не кажется чем-то из области фантазий. Эта награда для него стала своего рода программным заявлением, ответом на слова критиков о том, что он не сможет стать по-настоящему значимым игроком в истории НБА. Не сомневаюсь, что сейчас мы с вами видим только объявление о начале войны и все основные решительные действия он начнет предпринимать уже после 20 апреля.
Энтони действительно нужен был этот титул именно для того, чтобы официально заявить о своих намерениях, и нужен был он ему позарез. Дюрэнт же, видимо, совсем скоро войдет в ту фазу своей карьеры, когда он вместе со всем известным игроком будет говорить «я мог бы набирать больше всех очков, если бы хотел, но пусть об этом думают другие».
Недавно в твиттере один американский журналист, освещающий преимущественно матчи «Сан-Антонио», задал весьма интересный вопрос. Суть его сводилась к тому, является ли Кевин Дюрэнт игроком уровня Зала Славы, извините, прямо сейчас. То есть, если он, не дай Бог, завершит карьеру завтра, то будет ли он введен в этот баскетбольный пантеон? Как сказал тот журналист, мнения его коллег в редакции разделились примерно поровну, и именно поэтому он решил прочитать мнения свих читателей.
Безусловно, многое рассудит грядущий плей-офф, ведь именно там в конечном итоге и рождаются легенды. Вместе с тем я уверен, что уже после окончания этого регулярного сезона многие поменяли свою точку зрения относительно вопроса, содержащегося в предыдущем абзаце. Дюрэнт показал, что способен не просто быть великим снайпером, но и претендовать на место на самой вершине баскетбольного Олимпа благодаря работе над своими недостатками и пониманию нужд команд. Именно это стоит принять в качестве главного итога проведенного им сезона, а передача титула самого результативного игрока в другие руки стала своего рода символом роста.